сетевое международное средство массовой информации

СЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Принципы и развития современной литературы в эпоху цифровизации

Доклад

на тему:

«Принципы и развития современной литературы в эпоху цифровизации»

Автор: А. В. Иванникова
г. Пятигорск, 2022

 

Интернет, как способ самопродвижения

Влияние цифровых технологий на литературу проявилось во второй половине ХХ столетия, стало ощутимым в последние десятилетия предыдущего века и последовательно наросло вплоть до текущего дня.

Говоря о цифровизации, мы в первую очередь думаем о влиянии на литературу мировой информационно-коммуникационной среды Интернет.

С одной стороны, в Сети начинают размещаться созданные ранее литературные произведения, научные и критические тексты, им посвященные. Оцифровка литературных текстов идет активно, в настоящее время в Сети можно найти собрания сочинений классиков литературы XIX–XX вв., более ранних эпох, а также наших современников.

С другой стороны, тексты создаются и размещаются сразу в Сети, в связи с чем качественно меняется представление о художественном произведении, его языке, творческой деятельности писателя и читателя. Здесь и преобладание в Сети произведений графоманских, низкого эстетического уровня.

Интернет открыл возможность каждому сделать собственные сочинения достоянием публики. В Рунете возникают ресурсы, где опубликоваться со своими сочинениями, которые автор считает феноменом литературы, может каждый.

Общее количество пользователей сайтов свободной публикации сосчитать едва ли возможно, эти ресурсы позволяют всем желающим реализовать свой творческий потенциал. Одни из самых востребованных: Проза.ру, Стихи.ру, Изба-читальня, Поэмбук, Литнет и др.

Публикация на этих сайтах не делает автоматически человека профессиональным литератором, но данные сочинения можно считать частью современного окололитературного процесса, в котором также возникают и новые художественные формы.

Художественная литература существует сегодня в Интернете в разных формах: как собственно сетература – тексты, размещенные в пространстве Интернета, как электронные аналоги бумажных текстов на специальных сайтах и в онлайн-библиотеках и т. п.

Блог писателя в этом ряду – особенно интересный предмет для изучения. На сегодняшний день блоги писателей выступают, с одной стороны, преемниками записных книжек, черновиков будущих произведений, классических писательских дневников, с другой – интерактивной платформой для новых текстов, рабочим инструментом, экспериментальной творческой площадкой. В режиме онлайн создаются полноценные литературные жанры: повести, романы, рассказы.

Возможностями блога активно пользуются многие авторы: Т. Толстая, Н. Горланова, Д. Бавильский, Е. Попов. Некоторые книги полностью складываются в блогах, как у литературного критика – С. Чупринина. При этом в Сеть уходят авторы, которые изначально стали известны читателю благодаря печатным изданиям.

Как инструментом воздействия на читателя блог охотно используют авторы массовой литературы: Б. Акунин, С. Лукьяненко и др. Благодаря возможностям Интернета в «большую» печатную литературу вошли писатели, в литературе неизвестные и сделавшие себе имя в блоге: Марта Кетро, Слава Сэ, О. Лукас и др. Показателен пример Дмитрия Глуховского, чья карьера началась с размещения романа «Метро» на сайте, после отказа издательств публиковать роман.

Сложно назвать сочинителя, у которого не было бы собственной страницы – как минимум для продвижения своих произведений, анонсирования новых публикаций. Обзавелись интернет-версиями литературные журналы, обязательно есть интернет-страницы литературных конкурсов, премий.

Постепенно в критике и литературоведении появляются гибридные синонимичные термины: «книга-блог», «роман-блог» и «блог-роман». Писательница и критик М. Галина оперирует термином «блог, изданный в формате книги» и считает, что Интернет способен «перекроить иерархию литературных жанров». В противовес этой точке зрения Ю. Щербинина блог-роман называет квазижанром, видя в нем черты механистичности и неспособности «на творческое изобретение». В. Пустовая, напротив, прочит блогу превращение в литературный жанр: «Грань между литературой и блогом остро ощущается сегодня, когда издание книги все еще веха на пути писателя.

Но что если очередная техническая революция довершится и все искусства переместятся в цифровое пространство, оставив аналоговый мир на попечение декоративно-прикладного дизайна? Тогда роман окончательно уравняется в правах с блогом, который станет еще одним литературным жанром».

Исследователи отмечают, что блог-литература может создаваться как одним автором, так и коллективом авторов, иметь разнообразные поджанры: «от линейных повествований до гипертекстовых (нелинейных, фрагментарных) нарративов; от дневника до набора миниатюр или глав».

Западное литературоведение давно осваивает проблематику писательских блогов. Уже существует термин «Blook» (составленный из слов blog и book), обозначающий книгу на основе блога. Свидетельство того, что феномен укоренен в российской культуре и вошел в массовое употребление, – появление статьи «Блог-литература» в популярной энциклопедии «Википедия».

Обсуждая феномен электронной литературы, Ф. Бутц разделяет мнение М. Косты о том, что коммуникационные технологии радикальным образом меняют эстетические ориентиры; прекрасное уступает место технологически совершенному. Технология, претендующая на самостоятельное значение, воздействует на текст, изменяя параметры его восприятия и понимания.

Цифровизация ведет к пересмотру того, что может стать языком литературы. Вербальный образ не только дополняется визуальными, но и слово может соседствовать с иконическими знаками.

Чтобы читателю сориентироваться в современном литературном пространстве, существуют самые разные способы «завлекаловки», одним из которых является – буктрейлер – видеоролик, содержащий в себе презентацию литературного произведения. Сейчас и эта опция реализуется преимущественно в Сети.

Наконец, возникает вопрос: а может ли нейросеть сама генерировать литературные тексты? Мы вновь возвращаемся в пространство экспериментов, которые ведутся в мировой паутине. Наиболее известен «Яндекс. Автопоэт». Что касается прозаических текстов: здесь наиболее популярен жанр фентези – можно получить как готовые произведения «Генератор фэнтези», так и необходимые элементы для моделирования фантастических миров.

Все эти феномены и эксперименты не исчерпывают влияние digital-технологий и медиа на современную художественную прозу, но определяют то, что можно назвать «цифровой поэтикой» новейшей литературы.

Будущее современной литературы

Конечно, с наступлением цифровой эпохи, современному автору продвигать свое творчество в массы стало доступнее. Не нужно оббивать пороги издательств, упрашивая их взять рукопись на рассмотрение, с последующим изданием в «толстом» литературном журнале. Имея под рукой Интернет, есть возможность завести собственную литературную страницу и выкладывать туда авторские произведения, тем самым привлекая читательскую аудиторию. Самиздат, электронные книги, аудиокниги и др. – сегодня этими ресурсами может воспользоваться каждый, через электронные издательские системы для независимых авторов – «Ридеро», Литрес» и др.  Но читатель оценивает стихотворение или прозаическое произведение, на свой субъективный взгляд, исходя из собственных бытовых потребностей, на уровне – нравится, не нравится. Поэтому мы видим, что более востребованное чтиво сегодня – это романы в стиле Д. Донцовой, Т. Устиновой и многих других авторов, пишущих, в этом же или похожем жанрах.

Из-за такой непринужденности, начинающий автор приходя на литературный семинар, считает себя настоящим талантом, а когда его произведения начинают разбирать и критиковать профессионалы, признанные поэты и писатели, он с обидой и возмущением воспринимает критику, пытаясь доказать наставникам, что его в Сети любят и читаю взахлеб. Но можем ли мы считать, что народное мнение выше профессионального? Или же все-таки человек, стремящийся попасть в мир большой литературы должен и обязан учиться в литинституте, посещать семинары и повышать свой уровень мастерства? Также я могу с уверенностью сказать, что хорошей литературы в Интернете куда меньше, чем той, которая не представляет из себя никакой важности и ценности. Может в советское время пробиться было куда сложнее, зато тогда не пропускали в печать бездарных авторов, строящих из себя великих литераторов.

Выводы: у литературы может быть будущее, если в Интернет пропускать авторов, способных создать достойный продукт, прошедший критику, как мастеров, так и тех, для кого он пишется. Ведь только Настоящая Литература (именно с большой буквы!) способна учить, воспитывать, созидать, передавая опыт через сегодняшних нас последующим поколениям.

Список литературы

  1.      Абашева М. П., Максимова Т. О. Блог-литература как феномен: опыт Евгения Гришковца // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. С. 103-112
  2.       Шуников В. Л. Русская литература в цифровую эпоху. Российский государственный гуманитарный университет. С. 1-13
  3.      Дедова О. В. Перспективы цифровой литературы. С. 128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие темы номера

Союз деятелей культуры и искусства

Комитет по общественным наградам и званиям «ПРИЗВАНИЕ»

Уважаемые коллеги! На протяжении трёх лет Союз деятелей культуры и искусства зарекомендовал себя надёжной организацией, которой можно доверять! Со дня основания в СДКиИ вступило более

Читать далее »
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.