Достояние и аутентичность. Меня зовут Татьяна Лебедева, я поэт, являюсь членом Союза деятелей культуры и искусства. Легко назову все оставшиеся деревянные вокзалы Ярославской области и без запинки перечислю русские узоры на старинных наличниках.
Это цикл «Городской житель», где мы раскрываем историческое, творческое и национальное наследие.
Ярославское Поволжье — обереги большой реки
«По всем отношениям Ярославская губерния, бедная землёю, богата ремёслами, изделиями, деньгами, просвещённее других и можно назвать её красивою вставкою в огромном целом.», П. И. Сумароков 1838 г.
Многие ли современные читатели чётко представляют, что такое «изба-пятистенка», и уж тем более «шестистенка»? Что такое голбец, поветь, очелье? Многие ли сейчас понимают, насколько умно и целесообразно было устроено крестьянское хозяйство наших предков? Как извечные традиции, народные обычаи помогали людям выживать в нашем суровом климате и продолжать свой род?
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом, решалась не только практическая задача — обеспечить крышу над головой. Жилое пространство стремились обустроить так, чтобы оно давало защиту, тепло и благополучие. Дом был наполнен вещами, созданными собственными руками.
Музеи Ярославской области бережно хранят шедевры народного прикладного искусства: расшитые золотом и жемчугом костюмы и уборы, красочные вышивки, великолепные образцы тонкой деревянной резьбы, выразительную керамику.
«Что за удивительная местность — Ярославская губерния! Сколько исторических воспоминаний на каждом шагу, сколько собственных своих святых, сколько жизни деятельности в торговле и промышленности, сколько предприимчивости в крестьянах…», И. С. Аксаков 1949 г.
Домовая резьба Ярославского Поволжья. Мистический символизм
С незапамятной древности сложились традиции размещать на самых важных или самых уязвимых частях жилища символы мироздания, чтобы защитить обитателей от всяческих злых сил. Треугольный контур двускатной крыши представлялся как небосвод, по которому солнце совершает свой ежедневный ход: от нижнего конца кровли к вершине и далее снова вниз. Поэтому фасад в самой верхней части, по контуру кровли, украшен солнечными знаками. Полукругом показано солнце в точках восхода и заката.
Поскольку в древних мифах повествуется о дневном пути светила на волшебных конях, то в украшениях избы часто зашифрована и конская символика. Так, верхнее ребро крыши называется «конёк». Когда-то на самом верху крыши водружали лошадиный череп, либо вырезанное из дерева изображение конской головы. А иной раз — пару таких голов, смотрящих на 2-е стороны. Исследователи склонны видеть в них мотив, схожий с древними мерянскими оберегами, общий для ярославского, костромского и нижегородского Поволжья.
Выше знаков солнца часто можно увидеть разнообразные волнистые орнаменты. Это изображения потоков воды с небес, орошающих землю и дающих жизнь. Иногда наряду с волнами изображаются небольшие кружки, символизирующие благотворные дождевые капли.
«Лицо» дома, его главная краса — резные наличники. Прежде всего они служили для того, чтобы закрывать торцы брёвен в оконнице от дождя и ветра. Кроме того, с точки зрения народной магии, нарядное обрамление окон несло и другую пользу. Проёмы, отверстия, через которые, как считалось, способна проникнуть нечистая сила, особенно важно было «обезопасить» с помощью символов добра.
В ярославском Поволжье до наших дней дошёл тип наличника, символику которого можно подробно «прочитать». Для него характерно «очелье» — полукруг (или двускатное покрытие) в середине верхнего карниза. Внутри полукруга-небосвода нередко помещали лучистое восходящее солнце или цветок-розетку. Над солнцем по дуге изображали источники небесных вод в виде волнистой линии или зигзагов (иногда в несколько рядов) и точек-капель. По обеим сторонам «небосвода» размещались два крупных украшения, представлявшие собой стилизованные женские фигуры. Это изображения славянских богинь-рожаниц. Дополнительно ярославский наличник оформляют пышные растительные орнаменты на верхушке, резные «серьги» по бокам, но их назначение уже чисто декоративное.
Ко времени, когда традиционный крестьянский уклад стал постепенно разрушаться, в домовой резьбе появились новые приёмы, заимствования из городской архитектуры разных стилей, от классицизма до модерна. Странствующие артели плотников, работавшие на заказ, привносили в резьбу разностильные мотивы. Узоры же тысячелетней давности, если и выполнялись по старинке, уже утрачивали тайный смысл.
Наверное, нигде, кроме Ярославского края, не встречалась такая отделка деревянной избы, как гипсовая лепнина. Мастеровые-отходники из Даниловского уезда (ныне левобережье Некрасовского района) освоили этот промысел, строя и украшая дворцы и особняки в обеих столицах. Они же оформляли один из символов Ярославля – Волковский театр. А вернувшись в родные края, хотели видеть такую же красоту и на собственном жилище.
Безусловно, всякая местность обитания налагает свою историческую печать на темперамент и формы жизнедеятельности человека, отображаясь в наборе его профессиональных занятий, повседневном обиходе привычек и обычаев.
Сегодня туристические агентства, предлагая вам круиз по матушке-Волге, скорее будут настаивать на «меланхолическом» достоинстве подобного путешествия, безусловно способствующего расслабляющему отдыху и тихому созерцанию «пустынных берегов».
А выход на знаменитую Ярославскую стрелку и всматривание в здешние величественные волжские дали скорее вам доставит незабываемое эстетическое наслаждение при виде всей этой заповедной красоты, природного и рукотворного музея под открытым небом.