Интервью с почётным членом СДКиИ Борисом Бурдаевым
(российским музыкантом, композитором, продюсером, основателем популярной группы «Братья Грим»)
— Расскажите, с чего началась ваша любовь к музыке. Первые шаги, первый успех…
— Музыка, на мой взгляд, — это самый интуитивный вид искусства. Чаще всего она («музыка») находит тебя сама. С самого начала у меня было очень много пластинок. В восьмидесятых во многих городских семьях была традиция держать небольшую коллекцию записей, преимущественно на виниле. Помню, у моего дедушки-художника была коллекция классики и романсов. Мне как-то повезло: таким образом, выбор музыки не ограничивался вкусом телевизора и радиостанций. Хотя ранние FM-радиостанции, несомненно, повлияли на моё мировоззрение. Вообще, хороший вкус в музыке — это основа музыканта.
— Вы являетесь не только композитором, но и автором слов, а также исполнителем собственных песен и продюсером. Расскажите об этом…
— Всегда было интересно не только композиторство, но и процесс создания музыки целиком. Мои ранние проекты я сам сочинял, пел и продюсировал. Записывал часть треков на компьютере Pentium, живые барабаны писал в студии. Окончательный лоск многим трекам помогли навести известные московские звукорежиссёры: Игорь Клименков («Студия при театре Стаса Намина») и, к сожалению, покойный Вова Овчинников («Мосфильм»). Рад, что моя дорога пересеклась со многими лучшими музыкантами и специалистами из поп- и рок-музыкальных индустрий. Это был расцвет российского постсоветского рока, повального увлечения «Нашим радио» и «свингующей» Москвы. Эдакие цветы на осколках большой империи. Мне посчастливилось захватить самый яркий период этой эпохи. Теперь это уже история… Современная популярная песня — это синтетический жанр, здесь нужно быть не только чутким музыкантом, но и быть на «ты» с текстом и уметь находить правильные слова. Это что-то родственное с поэзией, но не поэзия вовсе. Плюс всё должно быть максимально лаконично и умещаться в формат трёх-четырёхминутного трека. Каждое слово или фраза должны являться «хуком» или, если по-русски, «крючком», который «цепляет ухо» слушателя и приковывает его внимание к песне. Довольно сложный, но интересный жанр.
— Когда Вы решили, что музыка может стать вашей «профессией»?
— Проблем с выбором не было. Начиная с 14 лет, я уже играл в рок-группах. В 17 выступил с первым сольным концертом на сцене Самарского медико-технического лицея. Тут опять повезло, но уже с педагогами. Благодаря именно им, и особенно профессору М.Н. Докучаевой, я как-то одним махом влетел сначала в музыкальный вуз, а затем и в активную профессиональную жизнь. Первым моим проектом тогда стал так называемый «Боссанова Бэнд», где я выступил в роли продюсера и менеджера. Мы исполняли бразильскую самбу и босанову в разных дорогих самарских барах и ресторанах. Тогда не было этого повального увлечения кавер-бэндами, и то, что мы делали, было очень необычно для Самары.
— В каком возрасте Вы написали своё первое произведение?
— Сложно сказать, первые опусы были на фортепиано. Это был самый доступный тогда инструмент, и, честно говоря, это были звуковые впечатления преимущественно от музыки Чайковского. Это был первый стиль, который я по-настоящему почувствовал. Мне иногда кажется, что часть души музыки Чайковского навсегда осталась во мне ещё с самого детства. Ещё одним столпом был американский джаз и вся западная музыка XX века, которую я слышал в фильмах и записях. Интерес к джазовым гармониям и блюзовому ладу возник, скорее всего, благодаря Гершвину и другим джазовым композиторам. Увлечение поп-музыкой меня поразило уже в подростковом возрасте. Всё, начиная от Нирваны до шведского техно-бита, было заслушано буквально до дыр. Оставалось это как-то адаптировать на среднерусском музыкальном поле экспериментов.
— Какое у Вас образование?
— В 1998-м в течение года экстерном окончил музыкальную школу при Медико-техническом лицее, поступив впоследствии в Самарскую педагогическую академию. Но самое главное образование было в постоянном росте как музыканта. Постоянная студийная и репетиционная практика всегда лучше даже самых академических знаний. Таков нюанс профессии.
— В 2004 году Вы основали группу «Братья Грим», которая стала мегапопулярной, а 2005 году Вы стали лауреатом двух престижных премий «Золотой Граммофон» и «Песня года». Что пришлось пережить, чтобы достичь таких высот?
— Если честно, у меня этот период просто выпал из головы. Абсолютно серьёзно. Там был такой калейдоскоп событий, что меня, довольно домашнего и спокойного композитора, это довольно сильно эмоционально истощило. Реально помню всё какими-то отрывками. Скорее всего, в этом есть научное объяснение: моя психика защищается от стресса, который получает каждый музыкант, проходя стадию поп-идола. Скажу честно, никогда не любил живых выступлений, концертов, гастролей и прочего. До последнего честно играл в эту игру, пока не понял, что не в удовольствие. А ведь музыка — это весьма версатильная субстанция, в ней есть много способов самовыражения и банального заработка.
— Сколько времени в день Вы уделяете работе? Как выглядит расписание Вашего дня?
— Несмотря на то, что мой творческий процесс крайне не нормирован и спонтанен, я постоянно его планирую. Иногда получается, иногда не очень. Неважно, что ты делаешь: работаешь целый день напролёт или неделю, или, наоборот, тупо бродишь по улицам, напевая придуманные мелодии. Это всё части творческого процесса. Можно просто «позалипать» в восьмибитные игры, и это тоже работает. LOL.
— Над чем Вы работаете сейчас?
— На данный момент работаю над большим международным проектом. Не могу рассказывать детали, в этом плане я суеверен. Скажу одно: это будет красиво.
— Откуда Вы берёте идеи для своих произведений?
— Мне думается, многое из того, что я создаю, будь то тексты, музыка и даже визуальное оформление альбомов, — в какой-то степени отражение меня самого в разных стилях и формах искусства, моих настроений и фантазий. Это очень добрый, красивый мир, яркая психоделическая сказка с хорошим концом. Мне иногда нравится делиться этим миром.
— Что Вас вдохновляет?
— Вдохновляют места, красивые города, преимущественно на морском берегу. Мне нравится их сонный, неспешный вайб даже в несезон. В таких местах жизнь — она такая, какая есть, без суеты и психоза столиц и мегаполисов.
— Что есть музыка для Вас?
— Чтобы не повторяться, скажу так: музыка — это средство связи и передачи информации из мира непроявленного, мира снов, в нашу материальную реальность. У меня есть просто секретный канал. Иногда я его использую.
— Переживания влияют на творчество?
— Вот в этом не уверен. Впечатления, конечно, влияют, переживания скорее притупляют поток сознания во время творческого процесса. Но часто переживания нам нужны для того, чтобы проснуться и увидеть вещи такими, какие они на самом деле есть. Это очень полезно творцу, поскольку только честное творчество имеет ценность.
— Говорят, что творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли Вы с этим утверждением?
— Скажу даже больше, некоторые виды творчества способны свести с ума. Это настоящий вид нематериальной энергии. Когда ты наблюдаешь за тем, как весьма значительная часть планеты начинает вибрировать в резонансе с твоим творчеством, сразу понимаешь, какую гипнотическую силу оно имеет. Это настоящее волшебство. Всё зависит от того, в чьих оно руках и как это используется.
— У каждого человека есть настоящие друзья. Есть ли они у Вас, а также ответьте на вопрос: сколько у вас настоящих врагов?
— Если по поводу врагов — у меня их нет. Если я вижу человека, с которым мне некомфортно, я просто перестаю на нём фокусировать внимание, и он исчезает. Это очень просто. В этом мире много всякого разного, не со всеми нужно общаться. Друзья — да, это очень важно, особенно правильно их выбирать. У таких людей, как я, часто бывает, что появляются «фейковые» друзья: они с тобой, пока ты им выгоден по разным причинам, в основном из-за известности. Я давно уже научился таких дружков вычислять и игнорировать. Реальных же друзей немного — с ними по-настоящему хорошо и счастливо.
— Как Ваша семья относится к вашему ремеслу?
— Не скажу, что я занимаюсь каким-то ремеслом, и тем более не скажу (не хочу быть патетичным), что я занимаюсь каким-то высоким искусством. Скажу проще: это просто моя забава, которая странным образом нравится кому-то ещё. Близкие меня всегда поддерживают, не на словах, а на делах, поэтому они у меня и «близкие». Других я, к счастью, в личной жизни к себе не подпускаю.
— Опишите своё самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
— Самое моё большое достижение — это моя привычка делать только то, что нравится, дарить этому миру любовь и доброту, умение наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Я верю, что в наше время это необходимая вещь для каждого человека. Важность этого очевидна. Карьера, деньги, взлёты, падения — это иллюзорные ценности, шум окружающей реальности, им место на втором плане после того, что я описал выше.
— Ваши любимые книги, фильмы, блюда?
— Давно люблю Тарковского, это настоящее кино, на мой вкус, очень правдивое. В последнее время читаю мало, в основном на английском, поскольку некоторое время назад научился полноценно воспринимать подлинники на этом языке. Это интересно. Люблю Маркеса и Воннегута, поэтов серебряного века: Северянина, Гумилёва и Эренбурга. Из более современных впечатляет мета-поэзия Парщикова и прекрасные стихи ранней Юнны Мориц. В свободное время использую готовку как способ медитации и отвлечения. Люблю средиземноморскую кухню, русскую.
— Чем Вы любите заниматься в свободное время?
— В свободное время я в основном учу иностранные языки, меня увлекает лингвистика. Это позволяет лучше понять свой родной язык и раздвинуть рамки восприятия информации, да и вообще мира. Ведь язык — это настоящая философская парадигма, основа личности и конкретной культуры. Интересуюсь славянскими языками, а также романской группой в последнее время.
— О чём Вы мечтаете?
— Большинство того, о чём мечтаю, у меня сбывается. Хотите секрет? Никогда никому об этом не рассказывайте, ну, может, только самым близким.
— Каков Ваш девиз по жизни?
— Всегда вспоминаю сакраментальную фразу с последней пластинки Битлз: «Любовь, которую ты получаешь, всегда равна той, что отдаёшь».
— Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы построить успешную карьеру? Какие профессиональные рекомендации Вы можете дать тем, кто только начинает свой творческий путь?
— Ну, если сложить это в несколько шагов, то картина получается следующей: слушать только себя, иногда отходить от канонов, избегать слишком очевидного подхода и, конечно же, верить. Вера — это очень сильный двигатель, по ней и воздастся.
— В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
— Одним из самых переломных моментов, наверное, был переезд в столицу в 2004-м году. Мне повезло в том, что это не было очень жёстко с одной стороны, но очень изменило меня самого и жизнь с другой. Это настоящая проверка на силу личности и благородство. Любая столица мира просто кишит проходимцами и опасными для человека искусства персонажами. Умение видеть людей и понимать, кто перед тобой, — очень важно. Провинциальная изоляция нужна по-своему — в ней можно вырасти и состояться как творческий человек, но для реализации это не всегда работает. Когда ты принимаешь решение идти дальше — это действительно переломный момент на твоём жизненном пути.
— Что мешает Вам жить, а что — помогает?
— Очень часто мешает негативный информационный шум средств массовой информации и соцсетей. Уверен, что эти ресурсы способны погубить нас как цивилизацию, поэтому стараюсь придерживаться «информационной диеты». Помогают, опять же, реальные, интересные люди и наблюдение за их простой жизнью, поездки в красивые места и чтение интересных книг.
— Ваше представление об идеальной семье, и удалось ли Вам этого идеала достичь?
— Здесь всё просто. Без любви невозможно построить ничего, особенно любые отношения, и тем более семью. Слушать друг друга и слышать — вот что важно. Ещё одним, на мой взгляд, немаловажным аспектом является позволять своим членам семьи быть самими собой. Это относится как к детям, так и взрослым. Уметь видеть в каждом личность и помогать ей расти, не разрушая, — это то, к чему необходимо стремиться в гармоничных семейных взаимоотношениях.
— Как Вы воспринимаете критику в свой адрес?
— Есть понятие конструктивной критики. Она начинается, как правило, с плюсов и заканчивается тем, над чем ещё стоит поработать. Хотя в искусстве — это очень тонкая грань, только художественная интуиция может подсказать самому автору, куда двигаться. Не критикую и другим не советую.
— Какие у Вас дальнейшие творческие планы?
— Я давно ничего не выпускал по личным причинам. Думаю, в ближайшее время поделюсь несколькими релизами с публикой.
— В этом году Вы стали соучредителем Международного очно-заочного литературно-музыкального фестиваля-конкурса «Рождение Звезды», организатором которого выступил Союз деятелей культуры и искусства в лице председателя Аллы Викторовны Иванниковой (Дементьевой) — поэта, преподавателя, общественного деятеля, члена Союза писателей России, лауреата IX Международного славянского литературного форума «Золотой витязь», Почётного гражданина России. Расскажите об этом…
— Относительно недавно я стал почётным членом Союза деятелей культуры и искусства. Мне всегда нравилось участвовать в любых мероприятиях по продвижению российской культуры. У меня был опыт лекций и мастер-классов для работников культуры и образования, а также я часто бывал в составах жюри музыкальных и детских конкурсов, в том числе международных. Всё это не прошло даром, и если сегодня мне удаётся сделать что-то для развития этих очень чувствительных сфер в нашей стране, я всегда с радостью готов сотрудничать. С Аллой Викторовной я постоянно держал связь, и некоторое время назад она поделилась со мной идеей литературно-музыкального фестиваля. У неё большой опыт работы в культурном сегменте, и я это ценю. Думаю, что этот конкурс — очень благое дело. Уверен, что это событие окажется очень важным явлением российской современной культуры. Мероприятие, на мой взгляд, интересное, охватывает как профессионалов, так и любителей, которые хотят стать профессионалами в конкретном жанре литературы и музыки. Многие конкурсы в наше время, на мой взгляд, необъективны. К тому же, очень часто результаты оценки предвзяты, и многие члены жюри продвигают своих любимчиков. Здесь такого, конечно же, не произойдёт, и у каждого талантливого человека будет возможность заявить о себе, не боясь быть непонятым или недооценённым по достоинству.
— Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
— Вообще, многие говорят, что я немного странный, но как-то «по-хорошему» странный и только самую малость, иначе будет неинтересно. LOL
— На какой вопрос Вам хотелось бы самому ответить, но его никогда не задают?
— Сложный вопрос. Вообще, у меня к себе практически нет никаких вопросов, всё равно вряд ли есть возможность докопаться до сути того: «кто я?» и «зачем я здесь?» Предпочитаю просто делать то, что умею и то, что нравится. В этом и счастлив.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Читатели пусть больше читают хороших книг, слушают интересную музыку. Не тратьте время своей жизни зря на всякую низкопробную мерзость, которой кишат сейчас соцсети и интернет. Больше общайтесь с любимыми и друзьями, в конце концов, только такие моменты жизни и имеют реальную ценность.