Творчество тесно связано с тревогой. Действительно, тревога — это нормальная часть жизни, но многие люди не могут её распознать и понять и пытаются от неё избавиться. Тревога так же естественна, как рождение и смерть; всю жизнь мы находимся в состоянии экзистенциальной неопределённости, которая порождает всевозможные страхи и тревоги.
Тревога — это катализатор творчества, и чем более интеллектуально развитыми мы становимся, тем сильнее становится наша тревога, поскольку мы сталкиваемся с большим количеством неизвестных в нашем стремлении к знаниям.
Мы должны осознать, что в этом мире только смерть на 100 % предопределена, всё остальное можно подвергнуть сомнению и опровергнуть.
Творчество — это свободное мышление, фантазия и активное воображение, и оно всегда связано с риском. С риском приходит и беспокойство. Мы должны понимать, что тревога — это нормально. Именно поэтому я изучала экзистенциальную психологию. Сегодня только экзистенциальная психология действительно признаёт конечность жизни, а не пытается избавить человека полностью от тревоги, депрессии, страха и травм, вызванных этим фактом, который полностью никогда не избавит человека от данных неприятных проявлений.
Умение жить с негативными эмоциями и симптомами и находить в них позитив — важный момент в нашем развитии. Тревога — это нормальная реакция, и она может быть ресурсом, как это видно на примере творческих людей.
Тревога может стать вашим другом, если вы примете неопределённость в своей жизни и примете боль и печаль, которые часто приходят вместе с ней.
Это требует огромного мужества, без которого вы не сможете двигаться по своему жизненному пути и выполнить свою миссию здесь.
Современное общество пытается привнести определённость во всё, но жизнь каждый день учит нас, что уверенность и зоны комфорта — это лишь иллюзия. Иллюзия, что нам дана свобода делать очень качественный выбор вместо того, чтобы жить собственной реальной жизнью, полной опасностей, но яркой и настоящей. Жизнь без ограничений полна опасностей и неопределенности. И это нормально.
Автор Ольга Мараева, член СДКиИ